Cкорая логистическая помощь


Будущее грузовых автоперевозок

Технологии, определяющие ближайшее будущее грузовых автоперевозок:

  1. Беспилотные автомобили
  2. Электромобили
  3. Uber-подобные бизнес-модели

Теперь подробнее.

Беспилотные автомобили. 
Это уже самое ближайшее будущее. Практически все автогиганты, включая наш Камаз, работают над созданием беспилотных тягачей и коммерческих автомобилей. Тестовые экземпляры уже появились на дорогах общего пользования и в городах. На 2018-2020 годы авансирован запуск в серию таких автомобилей. Стоимость «железа» для технологии беспилотного управления автомобиля снижается на 100% ежегодно, и уже к 2020 году модуль беспилотного управления автомобилем будет стоить не дороже хорошего ноутбука или планшета.

Что изменится в грузоперевозках после появления беспилотников? Наиболее революционные изменения ждут рынок междугородних и межрегиональных перевозок. Сейчас автомобиль с водителем проходит в среднем 500-600 километров в сутки, находясь в движении 7-9 часов. Автомобиль без человека сможет проехать 1200-1400 км в сутки находясь движении 20-22 часа. Всем понимающим экономику автоперевозок ясно, что такой график движения плюс отсутствие водителя, при прочих равных условиях, сокращает себестоимость перевозки более чем в 2 раза. Конечно, для организации беспилотного движения потребуются инвестиции в создание инфраструктуры сервиса и безопасности, но уменьшение себестоимости перевозки будет всё равно больше 40%. 

Электромобили.
Уже сегодня электромобиль Tesla Model S признан лучшим автомобилем (не электромобилем!) из всех когда-либо произведенных. На самом деле, по сравнению с традиционными автомобилями, электромобиль является прорывной технологией по нескольким причинам:
1) эффективность электромотора в 4 раза выше, чем двигателя внутреннего сгорания (КПД 90-95% вместо 20-22%);
2) обслуживание электромобиля в десятки раз дешевле за счёт того, что у него в 100 раз меньше движущихся частей;
3) электричество дешевле традиционного топлива и на 1 километр пройденного пути электромобиль расходует электроэнергию, стоимость которой в 10 раз меньше, чем стоимость израсходованного традиционным автомобилем топлива; 
4) электродвигатель намного мощнее двигателя внутреннего сгорания и обеспечение требуемого крутящего момента конструктивно обходится в десятки раз дешевле.

Сочетание этих факторов, а также падающая по экспоненте стоимость хранения электроэнергии в аккумуляторах и растущая по экспоненте емкость этих аккумуляторов, дают взрывной эффект, и уже в ближайшие два-три года на рынок выйдут грузовые электромобили с пробегом между подзарядками аккумуляторов более 500 километров и по стоимости традиционного грузовика Volvo или Mercedes, но при этом потребляющие в 10 раз меньше ваших средств на заправку и требующие в 10-20 раз меньше средств на техническое обслуживание и ремонты.
Это изменит производство грузовых автомобилей навсегда. Дизельные тягачи и коммерческие автомобили исчезнут с дорог также быстро, как в начале 20-го века с появлением первых автомобилей исчез гужевой транспорт.

Новые бизнес-модели.
У всех на слуху так называемые Uber-модели бизнеса. Это технологии двухсторонних информационных платформ, связывающих через смартфоны, компьютеры и облачные сервисы клиентов и поставщиков услуг напрямую без посредников. На рынке оказания услуг такси такие технологии широко используются: Uber, Яндекс-такси и сотни менее известных сервисов. В грузовых автоперевозках движение в эту сторону только начинается, но инвестиции в такие сервисы растут лавинообразно, и они уже вовсю выходят на рынок грузовых перевозок. Достаточно назвать сервис Uber для грузовых автомобилей Freight в США или наши российские сервисы iCanDeliver и "Везет всем".

Традиционные экспедиторы-посредники скептически относятся к подобным сервисам, не видя в них ничего нового в замен предлагаемых ими услуг. Но они смотрят на внешние атрибуты новых сервисов, пока еще корявенькие и весьма недешевые. Прорывная же суть этих технологий скрыта от них и находится за гранью их понимания, сформированного традиционными бизнес-моделями.

Качественные изменения грузовых Uber-подобных сервисов начнется после набора некоторой критической массы пользователей и технологических возможностей. Когда сотни тысяч владельцев грузовиков, пройдя через сито жесткого отбора клиентских рейтингов, начнут работать в этих системах в режиме онлайн, когда миллионы грузовладельцев будут использовать эти системы для фрахтования грузовместимости автотранспорта, система Uber-подобных сервисов накроет страну нейронной сетью без временных разрывов, и каждый перевозчик ещё до выгрузки будет знать чем, в каком объеме и когда он загружается. Это значительно повысит эффективность использования автотранспорта небольших компаний и частников, даст им возможность без использования многочисленного штата отделов продаж и диспетчерских служб увеличить пробеги своих машин в полтора-два раза, что значительно сократит себестоимость их перевозки и так более низкую, чем у больших автопредприятий.Так как парк грузовиков частников и мелких автоперевозчиков у нас в стране составляет более 80% всего автопарка, это неминуемо скажется на стоимости автоуслуг для всех грузовладельцев.

Настоящие прорывные революционные изменения рынка происходят при соединении в единое целое нескольких прорывных технологий, поддерживающих в друг друга.

Такие изменения грядут на рынке автомобильных перевозок. Причём изменения эти уже видны, они уже наступают. Совсем как Евангелие: "Настанут времена и настали уже". Неучет этих изменений может в ближайшем будущем опрокинуть «монстров» рынка грузовых автоперевозок и изменить вектор его развития с консолидации на децентрализацию активов.

Итак, что будет если объединить три основных прорывных технологии в области грузовых перевозок (беспилотники + электромобили + новые бизнес-модели)?
Во-первых, навсегда изменится эффективность автоперевозок за счёт увеличения среднесуточных пробегов автомобилей с одной стороны, и сокращения затрат на зарплату водителей, на топливо и эксплуатацию автомобилей, с другой стороны.
Во-вторых, обесценятся преимущества владения грузовладельцами собственным автопарком, нивелируются преимущества автопредприятий с большими автопарками. Также как в легковом автотранспорте объединение технологии беспилотных машин и Uber-модели бизнеса приводит к созданию концепции автомобиля как сервиса, делая совершенно невыгодным и дорогим удовольствием владение личным автомобилем, так и в сфере грузовых автоперевозок владение собственным автопарком станет таким же анахронизмом как владение личным легковым автомобилем. 
Почему так? Свой автопарк грузовладельцев задействован максимум 8-10 часов в сутки. На его эксплуатацию отвлекаются значительные людские и материальные ресурсы. Использование же беспилотников + Uber-сервисы позволят загрузить автомобили 18-20 часов в сутки без расходов на коммерческие диспетчерские службы. При этом бизнес-системе будет безразлично чей автомобиль загружать: крупного автопредприятия с высокими постоянными расходами на управленческий персонал, или частника с нулевыми управленческими расходами.
В-третьих, произойдет разделение "тяги" (тягачи) и «подвижного состава» (полуприцепы и прицепы). На самом деле, сейчас объединение в одну транспортную единицу - автопоезд - тягача и полуприцепа имеет единственный смысл: передача ответственности за груз в полуприцепе персонально водителю тягача. Как вы понимаете, при использовании беспилотников такой привязки ответственности нет. Это означает, что полуприцеп с грузом получает возможность двигаться непрерывно с заменой тягачей в каких-то промежуточных пунктах маршрута. Ответственность за груз при этом несет компания-владелец тягачей или некий агрегатор, управляющий многими тягачами многих компаний, то есть, к примеру, сервис типа iCanDeliver или Freight.

Появляется возможность создания специализированных компаний, оказывающих сервис предоставления полуприцепов и прицепов под погрузку, и компаний, специализирующихся на независимом техническом обслуживании этих полуприцепов и прицепов по всем маршрутам следования. Технически обеспечить работоспособность и безопасность такой схемы уже сейчас не сложно из-за всеобъемлющего проникновения широкополосного скоростного интернета и геосервисов. Оснастив каждый полуприцеп и прицеп GPS или ГЛОНАСС метками, системами мониторинга технического состояния шасси и оборудования, радио-идентификаторами, и сведя всё это единую глобальную сеть, мы получим автоматизированную систему управления движением, загрузкой и сервисным обслуживанием подвижного состава с безбумажным документооборотом и взаиморасчетами. Видеодатчики, передающие в режиме реального времени все факты проникновения и прочие противоправные действия, а также системы аварийного оповещения и быстрого реагирования, сделают невыгодными для криминальных структур попытки завладеть грузом в пути следования.

Каким мне видится рынок грузовых автоперевозок ближайшего будущего?
1. На всей сети автодорог появятся терминалы, специализирующиеся на предоставлении услуг автоперевозчикам. Они будут располагаться на расстоянии 500-600 км друг от друга, будут отличаться друг от друга размерами и объемом предоставляемых услуг:
 технические осмотры и обслуживание автомобилей и полуприцепов/прицепов;
 зарядка аккумуляторных батарей или заправка топливом;
 складские услуги для частичной или полной перегрузки транспортных средств;
 услуги распределительного центра для местного ритейла и физических лиц.
Информацию о необходимости той или иной услуги терминал будет получать еще до подхода транспортного средства, а также в процессе внешнего осмотра прибывшего автопоезда.
2. После прибытия автопоезда на терминал тягач отправляется на зарядку аккумуляторных батарей, а полуприцеп с грузом либо отправляется дальше по маршруту с другим готовым тягачом, либо подается под выгрузку на склад и после выгрузки становится в очередь под погрузку.
3. Большинство тягачей и полуприцепов зарегистрированы в одной или нескольких системах управления грузоперевозками, которые отслеживают их местоположение и статус в режиме реального времени. В эти же системы размещают заявки на перевозки большинство грузовладельцев. Система оперирует этими объемами данных, выстраивая оптимальные модели доставки грузов с учетом имеющихся и подъезжающих транспортных средств с нужными для каждой конкретной перевозки параметрами. В автоматическом режиме грузы и транспортные средства привязываются к маршрутам, и для каждого терминала формируются задания по распределению тягачей и полуприцепов под конкретные загрузки. Для погрузки полных автомобильных партий подаются к месту возникновения загрузки скомплектованные порожние автопоезда. Мелкие партии грузов забираются у грузовладельцев развозными машинами и доставляются на ближайший терминал для консолидации. Выгрузка полных автомобильных партий груза осуществляется также непосредственно у грузополучателя. Мелкие партии груза выгружаются на терминале и довозятся до грузополучателей достаточными машинами.
4. Произойдет специализация транспортных средств по предназначению:
 тягачи;
 полуприцепы и прицепы;
 доставочные машины с возможностью транспортировки прицепов.
Тягачи, в основном, будут находиться в частном владении или в собственности автопроизводителей, которые оказывают услуги тяги как сервис. Это означает смену модели бизнеса для автопроизводителей: вместо продажи тягачей они будут продавать услуги тяги, сосредоточившись на наиболее нагруженных направлениях перевозки (например, Москва - Санкт-Петербург или Москва - Казань).
Полуприцепы и прицепы будут находиться в собственности либо специализированных компаний (например, компаний - владельцев терминалов), либо в собственности крупных грузовладельцев (особенно специализированные полуприцепы), либо в собственности производителей прицепной техники.
Доставочные коммерческие машины, в основном, будут в собственности частников и автотерминалов.
5. Произойдет значительный отток грузов с железной дороги на автомобильный транспорт. Разрыв в тарифах на автоперевозку и железнодорожную перевозку станет настолько значительным, что железнодорожная перевозка будет ассоциироваться с элитной перевозкой, к которой прибегают только в том случае, когда автоперевозка невозможна (например, перевозка массовых грузов, таких как уголь, руда, металлы первого передела и т.п.).
Увеличение объемов автоперевозок повлечет значительные изменения автодорожной инфраструктуры. Мы неминуемо столкнемся с необходимостью разделения грузовых дорог и дорог для легкового автотранспорта. Возможность управления автомобилями без участия человека позволит выстроить движение грузового автотранспорта в управляемые цепочки без необходимости обгонов. Это значительно упростит и удешевит создание выделенных полос для движения грузового автотранспорта.

Напоследок хотелось бы подчеркнуть еще раз, что зримые черты этого будущего рынка автоперевозок уже сегодня отчётливо проступают. И изменения происходят уже гораздо быстрее, чем по закону Мура для компьютеров. Не учет этих тенденций в стратегии развития любого бизнеса в горизонте 3-5 лет, повлечет катастрофические последствия для этого бизнеса. Достаточно вспомнить судьбу Kodak, Nokia и более ранние примеры стратегических ошибок AT&T или IBM.

Учитесь видеть ростки грядущего технологического передела и использовать это знание в планировании своих бизнес-проектов. Ни Президент, ни правительство, ни куча экономистов и экспертов не способны указать вам путь вперед в стремительно меняющемся мире. Они живут прошлым и настоящим. Будущее делается руками бизнесменов, способных видеть это будущее за горизонтом сегодняшних событий, оторвавшись от текучки решения сегодняшних проблем.

Источник новости: https://www.facebook.com/erukaev.slp/posts/581769248679552:0